расследования, открытые для каждого

Геолокация и анализ видео авиаударов Международной коалиции в Сирии и Ираке силами интернет-пользователей

10.09.17

Christiaan Triebert

Язык: English

Версия этой статьи была также опубликована на сайте Airwars

Международная коалиция, противостоящая «Исламскому государству» (ИГ), опубликовала на YouTube десятки видеозаписей, на которых, как утверждается, показаны авиаудары по группировке в Сирии и Ираке. Данная статья представляет собой анализ этих видео, геолоцированных силами интернет-пользователи в рамках запущенного Bellingcat проекта по совместной геолокации.

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения о Международной коалиции
  3. Геолокация и «районы нанесения ударов»
  4. Объявляемые цели: «транспортные средства», «фабрики» и «огневые позиции»
  5. Карта используемых Международной коалицией обозначений районов
  6. Отдельные инциденты

Введение

В ответ на стремительное продвижение в первой половине 2014 года так называемого «Исламского государства» (ИГ), сопровождаемое сообщениями о нарушениях прав человека, и опасения дальнейшего распространения конфликта, Соединённые Штаты решили начать в Сирии и Ираке военную операцию против этой группировки. С октябре того же года США координируют военные действия дюжины своих союзников под знаменем Сводных объединённых оперативных сил (CJTF, также часто используется термин «Международная коалиция») в рамках операции «Непоколебимая решимость» (OIR). Сегодня, 5 мая 2017 года, пошёл 1001 день продолжающейся кампании.

Хотя более ранние видео выкладывались Центральным командованием вооружённых сил США (CENTCOM), первой записью авиаудара стало видео, загруженное 11 апреля 2015 года на официальный YouTube-канал Международной коалиции. За прошедшие с тех пор почти два года появилось более 200 видеозаписей авиаударов, геолоцировать которые команда Bellingcat решила, используя платформу для совместной работы «Check» от компании «Meedan», создающей цифровые инструменты для журналистов и переводчиков по всему миру.

Типичный пример видеозаписи авиаудара, выложенной Международной коалицией на своём YouTube-канале. Это видео, на котором, как утверждается, показан авиаудар по «трём контролируемым ИГИЛ зданиям возле Рамади, Ирак», – одно из очень немногих, которые всё ещё доступны на YouTube-канале.

В Международную коалицию входят несколько стран, но подавляющее большинство авиаударов (примерно 68% по состоянию на 24 апреля 2017 года) наносят ВВС США, что видно из представленных ниже графиках отслеживающей организации Airwars. На этих графиках учтены авиаудары США и их союзников как в Ираке, так и в Сирии.

Важно отметить, что видеозаписи авиаударов сил Международной коалиции также распространяются по другим каналам, например, министерствами обороны участвующих в ней стран, включая Великобританию, Францию, Иорданию и Ирак. Кроме того, видео также выкладываются пользователями YouTube, вероятно имеющими некое отношение к самолётам ВВС США F/A-18 Hornet и Rockwell B-1 Lancer, наносящим удары в Сирии и Ираке. По нашей информации, эти видео нигде ранее не публиковались. Хотя мы запустили совместные проекты и для видеозаписей, обнародованных министерствами обороны, в этот анализ они не вошли.

Количество авиаударов, нанесённых США и их союзниками, по состоянию на 24 апреля 2017 года. Предоставлено Airwars.

Оценка количества нанесённых авиаударов в Ираке. Диаграмма слева показывает соотношение авиаударов в Ираке, нанесённых США и их союзниками. Справа — распределение ударов только союзников. Вся информация взята Airwars из официальных сообщений Международной коалиции, Франции, Соединённого Королевства, Бельгии, Дании, Нидерландов, Австралии и Канады. Предоставлено Airwars.

За последние несколько недель официальные видео нанесения авиаударов по так называемому «Исламскому государству» в Сирии и Ираке были удалены с общедоступного YouTube-канала Международной коалиции. В своём письменном ответе Международная коалиция сообщила Bellingcat, что видео были удалены с YouTube и сейчас выкладываются в лучшем качестве на сайт «DVIDS» в целях «большей прозрачности и доступности». Тем не менее, по нашим оценкам, не все видео были перезалиты. Также представители Международной коалиции ранее по-другому объясняли Airwars причину удаления видеозаписей, утверждая, что их нахождение на официальном YouTube-канале больше не отвечает стратегическим целям. Airwars постоянно архивирует все известные видео Международной коалиции и CENTCOM, опубликованные с августа 2014 года, чтобы гарантировать постоянный доступ к ним.

Учитывая их недавнее удаление с YouTube, Bellingcat представляет свой анализ всех этих геолоцированных видео. Мы продолжим отслеживать, анализировать и геолоцировать видео, публикуемые на «DVIDS». Вы можете присоединиться к этой работе на странице Bellingcat на сайте «Check», заведя там аккаунт.

Обзор геолоцированных ударов

К настоящему времени успешно геолоцированы 67% авиаударов с видеозаписей Международной коалиции. На сайте «Silk» вы можете получить всю доступную нам информацию, которая будет обновляться по мере завершения новых геолокаций, в том числе и видеозаписей с «DVIDS».

Сам по себе термин «авиаудар» не вполне однозначен, в представленном анализе мы будем понимать «один авиаудар» как один или больше авиаударов, нанесённых в одном месте. Геолокация – это определение точного места, по которому был нанесён авиаудар, показанный на видео. Большинство видео было геолоцировано пользователями Твиттера @obretix и @miminas999, а также автором этой статьи.

К настоящему времени большинство авиаударов с загруженных (по состоянию на 28 апреля 2017 года) на YouTube видео были геолоцированы в Ираке.

К настоящему времени большинство авиаударов с загруженных (по состоянию на 28 апреля 2017 года) на YouTube видео были геолоцированы в Ираке.

Если брать распределение по провинциям, то по состоянию на 28 апреля 2017 года больше всего авиаударов было геолоцировано в иракских провинциях Найнава и Анбар, на третьем месте сирийская провинция Алеппо.

По состоянию на 28 апреля 2017 года больше всего авиаударов было геолоцировано в иракских провинциях Найнава и Анбар, на третьем месте сирийская провинция Алеппо.

Исследование точности указания места нанесения авиаударов Международной коалицией

Как правило, Международная коалиция сообщает о географическом положении места нанесения авиаудара с помощью пометки «возле [места X]» на видео. Лишь несколько видео не содержат слово «возле», а прямо называют месторасположение цели. В представленном анализе слово «возле» будет рассматриваться в значении «находящийся в радиусе 10 км от названного места», а описание будет считаться точным при попадании в эти границы. 68% всех геолоцированных видео были признаны имеющими точное описание. Несовпадение названного места нанесения удара с фактическим может достигать 93 км, для одного видео не было указано примерное место удара.

На многих видеозаписях авиаударов, нанесённых на значительном расстоянии от указанного места, показаны объекты нефтяной промышленности, которые и в самом деле расположены «возле» Дейр-эз-Зора или Абу-Камаля, например, нефтеперегонный завод на нефтяных полях Аль-Ахмара (Al-Ahmar). Поскольку такие объекты расположены в пустыне и не имеют поблизости никаких других ориентиров, такое указание места нанесения авиаудара также можно считать относительно точным.

Тем не менее в некоторых случаях приводится неожиданное место нанесения удара. Возможно, наиболее интересным из всех геолоцированных видео стал авиаудар по принадлежащему ИГ «укрытому боевому автомобилю», который, согласно описанию, был нанесён 23 марта 2015 года «возле Эль-Холя», города на северо-востоке Сирии. Тем не менее, подвергшееся удару здание было успешно геолоцировано в Джайар Галфасе (Jayar Ghalfas), поселении на северо-западе Ирака.

Скриншот видеозаписи авиаудара Международной коалиции, нанесённого согласно описанию по принадлежащему ИГ «укрытому боевому автомобилю» возле Эль-Холя, города на северо-востоке Сирии. Подвергшееся удару здание было геолоцировано в Джайар Галфасе, поселении на северо-западе Ирака, что видно на представленном справа спутниковом снимке Microsoft Bing (36.137411, 41.297414). Это место находится примерно в 30 км юго-восточнее Эль-Холя.

Хотя показанный авиаудар нанесён не в указанной на видео стране, настоящее место всё равно находится относительно недалеко от Эль-Холя — примерно в 30 км.

Когда полковник Стив Уоррен, в то время пресс-секретарь Международной коалиции, на социальном новостном сайте «Reddit» в рамках акции «Спроси меня о чём угодно» отвечал на вопросы пользователей, его спросили и об этом случае тоже.  Полковник Уоррен ответил, что «то, что вместо Ирака была указана Сирия, является ошибкой административного характера», объяснив её тем, что сирийский Эль-Холь «был ближайшим к месту нанесения удара городом, пригодным для идентификации».

Ответ полковника Уоррена, пресс-секретаря Международной коалиции, на вопрос, почему показанное на видео место в Ираке, было обозначено как расположенное возле сирийского города.

Недавно США ещё раз ошиблись в обозначении показанного места, когда они нанесли удар по группе людей, собравшихся в мечети сирийской деревни Аль-Джина, и изначально сообщили, что это провинция Идлиб. В действительности же это произошло в соседней провинции Алеппо.

Это не была официально проводимая атака сил Международной коалиции — США самостоятельно атаковали предполагаемых боевиков «Аль-Каиды». США осуществляет практически все бомбардировки «Исламского государства» в Сирии, проводимые под флагом Международной коалиции, и может использовать имеющиеся у себя средства в рамках обеих кампаний.

На просьбу прояснить этот случай пресс-секретарь CENTCOM сказал Bellingcat, что «путаница не была преднамеренной. В различных внутренних сообщениях обозначения могут отличаться».

Так или иначе, но, по-видимому, Международная коалиция имеет ограниченный набор обозначений районов нанесения ударов. «Эль-Холь, Сирия», вероятно, располагался ближе, чем «Синджар» – ближайший из иракских населённых пунктов, используемых для обозначения местности и находящийся в 50 км от Джайар Галфаса.

Обозначения районов, используемые Международной коалицией

Почему один район Международная коалиция обозначает как «возле Мосула», а другой — «возле Эль-Холя»? Для лучшего понимания принципов использования обозначений Международной коалицией различных районов @obretix нанёс на карту все геолоцированные авиаудары и затем построил диаграмму Вороного, разбивающую плоскость на области, в зависимости от расстояния между лежащими в них точками и выбранными элементами. В данном случае, такими элементами являются всё те же упоминающиеся Международной коалицией «возле», а геолоцированные места соответствуют тем областям, которые лежат ближе именно к этим элементам.

Как видно на приведённом ниже изображении, Эль-Холь действительно находится ближе всего к месту нанесения удара (обведено красным) из всех используемых Международной коалицией обозначений.

Как видно на приведённом ниже изображении, Эль-Холь действительно находится ближе всего к месту нанесения удара (обведено красным) из всех используемых Международной коалицией обозначений.

Фрагмент диаграммы Вороного, построенной на основе геолоцированных авиаударов и показывающей используемые Международной коалицией районы. Геолоцированный авиаудар, нанесённый 23 марта 2016 года, как было заявлено, возле Эль-Холя, обведён красным. Автор карты: obretix.

С помощью этой карты также можно обнаружить кое-что ещё более интересное. Среди используемых Международной коалицией обозначений есть «возле Кубайсы» (город в Ираке), но при этом некоторые нанесённые в его черте удары обозначены «возле Хита» – хоть этот город и находится неподалёку, всё-таки такое обозначение не очень точное, учитывая, что есть более подходящее.

Увеличенная карта района Кубайсы/Хита с нанесённой диаграммой Вороного. Видно, что на двух видео, обозначенных как «возле Хита», показана местность, которая на самом деле ближе к Кубайсе, городу, который также используется для обозначения мест нанесения авиаударов.

Ещё одной примечательной особенностью является привязка к небольшим деревушкам: например, «возле Вашии» (Washiya) или «возле Султан Абдуллы» (Sultan Abdullah) — селениям из нескольких домов, но при этом расположенных близко соответственно к Алеппо и Мосулу. Стоит отметить, что обозначение «возле Алеппо» не используется ни на одном выложенном на YouTube видео, в то время как «возле Вашии» применялось дважды при нанесении ударов по целям, расположенным лишь в паре десятков километров от Алеппо. Почему эти маленькие деревушки используются для обозначение районов, а Джайар Галфас нет? Специально ли это так сделано? Этот вопрос остаётся без ответа.

Ясно же то, что публично называемые места нанесения авиаударов Международной коалиции в Ираке и Сирии могут отличаться от реальных более, чем на 90 километров, что усложняет для сторонних наблюдателей задачу проверки и сообщения о гибели мирных жителей.

В своём «Аудите прозрачности действий Международной коалиции», опубликованном в декабре 2016 года, Airwars указывает на проблемы в процессе публичной отчётности. Определённые трудности существуют в заполнении внутренних отчётов, что «в свою очередь приводит к использованию довольно расплывчатых формулировок», а указываемые места являются лишь приблизительными. Одно высокопоставленное лицо в CENTCOM подробно объяснило положение дел:

«Когда экипаж возвращается [после выполнения миссии], и вы изучаете место нанесения удара, то иногда поблизости расположены лишь поселения из трёх-четырёх жителей. Поэтому обычно в отчётах указывается крупнейший из расположенных неподалёку городов. Так и появляется сообщение «Нанесён удар возле Мосула». Хотя в действительности речь может идти о каком-нибудь городке в 23 кликах (километрах) от Мосула. Если же в сообщении будет указан этот городок, то в «Энтерпрайзе» (сленговое название Совместного центра управления воздушными операциями) не поймут, где он. Официальные лица подчеркнули, что в случае расследования какого-либо инцидента, у них «есть возможность вернуться и всё детально изучить».

Официальные лица подчеркнули, что в случае расследования какого-либо инцидента, у них «есть возможность вернуться и всё детально изучить».

В конечном счёте, все показанные на видео фактические места нанесения ударов находились в пределах 100 км от объявленных, а их описание было довольно точным — в отличие от российских видеозаписей, которые порой отличались очень большой неточностью.

Объявляемые цели: «транспортные средства», «фабрики» и «огневые позиции»

Что касается целей, наиболее часто упоминаемые можно выделить в следующие категории: «огневые позиции», транспортные средства и фабрики по производству самодельных взрывных устройств (СВУ) или машин, начинённых взрывчаткой для управления смертниками (SVBIED).

Слева представлен стоп-кадр из видео Международной коалиции, на котором показан авиаудар по «месту хранения самодельных взрывчатых веществ возле Байджи, Ирак», нанесённый, как утверждается, 14 октября 2015 года. Место на видео, которое была выложено через два дня после этого, находится примерно в 10 км от города Байджи, в точке с координатами 35.052918, 43.552203.

Большинство целей обозначается Международной коалицией как «огневые позиции». Обычно это здания, которые боевики ИГ, как утверждается, используют в качестве своих позиций во время сражения. Примером могут служить авиаудары по зданиям в Манбидже, нанесённые, как сообщается, 21 и 24 июля 2016 года и геолоцированные @obretix в точках с координатами соответственно 36.522428, 37.962093 и 36.517496, 37.955025. Удары наносились в поддержку «Сирийских демократических сил» (Syrian Democratic Forces, SDF) во время проводимого ими наступления на Манбидж под кодовым названием «Операция „Мученик командир Файсал Абу Лейла“». Наступление длилось почти три месяца и завершилось крупной победой SDF 27 августа 2016 года.

Слева представлен стоп-кадр из видео Международной коалиции, на котором показан авиаудар по «огневой позиции ИГ возле Манбиджа, Сирия», нанесённый, как утверждается, 21 июля 2016 года. Место, показанное на видео, действительно было геолоцировано в Манбидже в точке с координатами 36.517496, 37.955025.

Слева представлен стоп-кадр из видео Международной коалиции, на котором показан авиаудар по «огневой позиции ИГ возле Хасаки, Сирия», нанесённый, как утверждается, 18 мая 2015 года. Место, показанное на видео, было геолоцировано в населённом пункте Абу Тина (Abu Tinah), примерно в 30 км от Хасаки, в точке с координатами 36.602831, 40.3928205.

На втором месте по упоминанию на видеозаписях Международной коалиции находятся транспортные средства. Одним из них стал вооружённый пикап ИГ в Хите, удар по которому, нанесённый, как сообщается, 30 мая 2016 года, был геолоцирован на окраинах города. В данном случае дата представляет определённый интерес, потому что, как заявлялось ранее, Хит и его окрестности были отвоёваны ещё в апреле 2016 года во время проводимого правительством Ирака наступления на город (операция «Пустынная рысь»).

Слева представлен стоп-кадр из видео Международной коалиции, на котором показан авиаудар по «вооружённому пикапу ИГ возле Хита, Ирак», нанесённый, как утверждается, 30 мая 2016 года. Место, показанное на видео, действительно находится возле Хита, в точке с координатами 33.627078, 42.856765.

Удары по целям, так или иначе связанным с СВУ или машинами, начинёнными взрывчаткой, суммарно показаны на довольно большом числе видеозаписей и уже становились темой для обсуждения в статье Bellingcat «Битва за Мосул. Вид из космоса до начала наступления».

Стоит отметить, что все эти цели на видеозаписях Международной коалиции: транспортные средства, фабрики, огневые позиции — являются «чистыми». Всё выглядит почти как в видеоигре, прямо как в пропагандистских роликах ИГ, показывающих управляемые смертниками машины, начинённые взрывчаткой. На видеозаписях Международной коалиции демонстрируются лишь точность и эффективность её бомб и ракет, и очень редко когда на них показаны люди, не говоря уже о погибших.

Жертвы среди мирных жителей

Важно упомянуть, что многие наносимые на этих видео удары приводят к жертвам среди гражданского населения — даже США признали непреднамеренное убийство мирных жителей. На некоторых видео, как в случае с авиаударом по Университету Мосула в марте 2016 года, могут быть показаны удары, приведшие к большому количеству жертв среди мирного населения.

Возможно, наиболее ярким примером видео, теоретически запечатлевшим значительные потери среди мирного населения, является запись авиаудара от 20-21 сентября 2015 года, целью которого, согласно описанию Международной коалиции, стало место, связанное с производством машин, начинённых взрывчаткой. После того, как к нему появились вопросы, видео было удалено, но оно было заархивирировано и перезалито другими людьми, в том числе журналистом Азматом Ханом.

Но было ли приведённое описание верным? Под оригинальным видео один пользователь начал оставлять комментарии, что показанные на видео здания были домом его семьи в Мосуле.

«Я НИКОГДА не забуду своих дорогих невинных двоюродных братьев и сестёр, убитых этим бессмысленным авиаударом. Вы хоть знаете, что это были за люди? Это были счастливые невинные члены моей семьи.»

Несколько дней спустя доктор Зарина Грюуол (Dr Zareena Grewal), их американская родственница, написала в своей статье в «New York Times», что в результате этого удара погибло четыре члена её семьи. 2 апреля 2017 года — спустя 588 дней — Международная коалиция наконец признала, что на самом деле разбомбила жилой дом, который был неверно определён как штаб ИГ и место производства машин, начинённых взрывчаткой.

«СМИ обратили наше внимание на этот случай, и мы обнаружили совершённую ошибку, заново изучили произошедшее, основываясь на информации, предоставленной журналистами и родственниками и подтверждающей высказанные в 2015 году оценки», — сказал Airwars директор по связям с общественностью Международной коалиции полковник Джо Скрокка.

Несмотря на то, что на опубликованном видео авиаудара фактически было показано убийство целой семьи, оно больше года продолжало находиться — с неверным заголовком — на официальном YouTube-канале Международной коалиции.

По самым скромным оценкам Airwars, к 25 апреля 2017 года Международной коалицией было убито 3111 мирных жителей. Узнать больше о связанных между собой видеозаписях авиаударов Международной коалиции и снятых ИГ видео, вы можете в статье «Те, кто бомбит, и те, кто под бомбами», опубликованную на сайте Hate Speech International. Автор также нанёс на карту для Airwars приблизительное число погибших от бомбардировок мирных жителей.


Связаться с автором можно по электронной почте christiaantriebert@bellingcat.com. Некоторые части этой статьи основаны на диссертации её автора «История двух воздушных войн», которая была написана в 2016 году как выпускная работа на магистра искусств по специальности «Конфликты, безопасность и развитие» в Королевском колледже Лондона. Автор хотел бы поблагодарить за помощь @obretix, Арика Толера, Сэмюэля Окфорда и Криса Джей Вудса.

Christiaan Triebert

Кристиан Триберт проходит обучение в магистратуре на факультете изучения вооруженных конфликтов в Кингс-колледж (Лондон). Проводил полевые исследования в различных странах, в частности в Сирии, Ираке и Украине. Связаться с Кристианом можно через Twitter: @trbrtc

Ответить

  • (будет скрыто)