расследования, открытые для каждого

Российские журналисты против «фабрики троллей»

27.03.18

DFRLab

Эта статья была впервые опубликована на DFRLab

Посвящается российским журналистам, раскрывшим деятельность «фабрики троллей»

Мы знаем так много о российских информационных операциях в США с 2014 по 2017 гг, потому что некоторые российские журналисты отлично делают свою работу.

Обвинительное заключение, предъявленное специальным прокурором Робертом Мюллером тринадцати гражданам России за проведение «операций вмешательства против США», содержит множество деталей о работе так называемого «Агентства интернет-исследований» в Санкт-Петербурге, где, как сообщается, работали обвиняемые.

Однако многие эти детали были уже известны благодаря работе российских журналистов-расследователей. Именно российские журналисты первыми сообщили о существовании «фабрики троллей» (как ее прозвали в России) в 2013 году, и именно российские журналисты раскрыли наиболее эффективные аккаунты троллей. Хотя активность «фабрики троллей» в основном известна нам по ее работе на выборах в США в 2016 году, различные российские журналисты обнаружили, что фабрика в основном работала над внутрироссийским общественным мнением, особенно в первоначальный период своей работы.

Именно российские журналисты наиболее подробно рассказали о работе кремлевских пропагандистских СМИ RT и Sputnik, тем самым опровергнув заявления этих СМИ, что они занимаются самой обычной журналистикой.

В этом посте рассказывается о замечательной работе, проделанной независимыми российскими журналистами, которые так много рассказали о российских информационных операциях.

«Где живут тролли»

Согласно обвинительному заключению Мюллера, компания «Агентство интернет-исследований» была зарегистрирована в России «приблизительно в июле 2013 г».

Мюллер мог указать и более точную дату. 9 сентября 2013 года независимое российское СМИ «Новая Газета» опубликовало расследование под названием «Где живут тролли. Как работают интернет-провокаторы в Санкт-Петербурге и кто ими заправляет».

Заголовок «Новой Газеты», 9 сентября 2013 г (Источник: «Новая Газета»)

Согласно статье в «Новой», «Агентство интернет-исследований» было зарегистрировано в российском Едином государственном реестре юридических лиц 26 июля 2013 г.

Статья в «Новой» за авторством корреспондентки газеты в Санкт-Петербурге Александры Гармажаповой — одна из трех материалов, раскрывших деятельность «фабрики троллей» в августе-сентябре 2013 г. Первым из них стал пост ВКонтакте женщины по имени Наталья Львова, которая рассказала, как откликнулась на вакансию «интернет-оператора» и встретилась с командой, писавшей политические посты в интернете.

Архивная копия от 11 июня 2015 г (Источник: ВК / Наталья Львова)

Львова рассказала, что каждый член команды писал около 100 политических комментариев в интернете в день.

На мой вопрос о техническом задании — что же именно надо писать в комментариях —  парень-координатор коротко и ясно объяснил, что сейчас, например, у них напряженные дни, и что вчера они все писали в поддержку Собянина [которого тогда переизбирали мэром Москвы], а «сегодня мы обсираем [антикоррупционера и соперника Собянина на мэрских выборах Алексея] Навального». И показывает мне под одной из статей кучу комментариев своих сотрудников…

Под видом соискателей вакансий в «Агентство интернет-исследований» проникли два журналиста, по-видимому, привлеченные постом Львовой: Александра Гармажапова и Андрей Сошников, сотрудник петербургской газеты «Мой Район», который ныне работает в российской службе BBC.

Архивная копия от 5 марта 2018 г (источник: «Мой Район»).

Эти журналисты описали организацию, где фотографировали паспорта  соискателей, однако затем не пытались проверять их личности. В этой организации уже были различные команды по различным видам онлайн-деятельности. Гармажапова писала об этом так:

Огромный белоснежный коттедж. Охранник, секретарь и кабинеты с надписями «Управление блогеров и комментаторов», «Отдел быстрого реагирования», «Отдел CEO», «Журналисты», «Креативный отдел», «Отдел комментаторов», «Отдел блогеров», «Отдел специалистов социальных сетей». На третьем этаже — кабинет руководства и конференц-зал.

«Отдел специалистов социальных сетей». Фото Александры Гармажаповой, предоставленное YLE Finland (источник: YLE Kioski)

Согласно описанию Сошникова, соискатели проходили короткий тест, чтобы доказать свои способности.

— Первое задание: пишите про новый закон об образовании и не забывайте вставлять ключевые слова про Навального! — командует бригадир.

 — При чем здесь Навальный? — спрашиваю я.

— Ой, то есть не Навальный. Понимаете, у нас был «ситуэйшн», и, в общем, мы даем тестовое задание не такое, как на работе. Пишите, что хотите… Пишите три дня про закон, хорошо или плохо…

Тролли должны были достигать конкретных показателей — около 100 постов в день на конкретные темы, в частности о саммите G20 в Санкт-Петербурге, который прошел 5-6 сентября 2013 г. Гармажапова цитировала менеджера Алексея Сосковца, который проводил с ней собеседование:

Нам нужно повышать посещаемость сайта. Это можно делать роботами, но роботы делают свою работу механически, и иногда система типа «Яндекса» их банит. Поэтому было принято решение делать это людьми. Пишете комментарий от себя с указанным нами вектором. Например, про G-20 можно написать, что это очень почетно для России, но мне неудобно добираться до дома».

Из расследования Гармажаповой очевидно, что первоначально фабрика троллей выдавала контент на русском языке и занималась российской политикой. Однако даже на этом раннем этапе ее контент был направлен против Америки:

На рабочих столах сохранены скриншоты работы предшественников, которые ругают Америку и Навального. Мол, в штатах тесно (из-за небоскребов), люди хамоватые и алчные, а фильмы бездуховные, а вот наш кинематограф, напротив, поднимается с колен. Сотня комментариев состоит из сплошных штампов и стереотипов. На рабочем столе у коллеги из газеты «Мой район», который тоже внедрился в «логово троллей», скриншоты, разоблачающие журнал «Форбс». Мол, в штатах тесно (из-за небоскребов), люди хамоватые и алчные, а фильмы бездуховные, а вот наш кинематограф, напротив, поднимается с колен. Сотня комментариев состоит из сплошных штампов и стереотипов.

На этих скриншотах также были запечатлены атаки троллей на российскую редакцию журнала Forbes в мае 2013 года, что говорит о том, то деятельность троллей началась еще до регистрации «Агентства интернет-исследований».

Сошников представил ссылки на некоторые посты в ЖЖ, сделанные троллями, например приведенный ниже пост, написанный в период московской мэрской кампании, где Навального называют «Гитлером нашего времени».

«Навальный — Гитлер нашего времени» — пост «фабрики троллей», раскрытый Андреем Сошниковым (архивная копия от 5 марта 2018 года). Источник: LiveJournal / alexmonc)

Однако даже тогда, судя по всему, «фабрика троллей» не справлялась с поиском мотивированных сотрудников с серьезным отношением к работе. Сошников так описывает разговор с другим соискателем:

— С ума сойти можно, — говорит один. — Нам говорили, что нужно будет вести четыре ЖЖ, писать на городские форумы и комментировать СМИ. Наши посты никто наверху не читает, я тупо копирую тексты из «Википедии».

Уже тогда на «фабрике» царила подозрительная атмосфера (вызванная, надо полагать, постом Львовой). Вскоре после того, как Сошников вышел из здания, ему позвонил Сосковец.

— Вы случаем не оппозиционер?

— Нет.

— Хорошо, мне просто интересно, откуда люди приходят.

Эти ранние статьи замечательны как временем публикации, так и храбростью журналистов. Российские журналисты-расследователи, получив информацию из поста в ВК, раскрыли основные особенности «фабрики троллей» — ее руководство, фейковые аккаунты в социальных сетях, посты в блогах и комментарии, а также атаки на критиков Кремля — всего лишь спустя несколько недель после регистрации «Агентства интернет-исследований». Расследования вышли под собственными именами журналистов в их собственных изданиях. Это была первоклассная журналистика.

Крот на фабрике

В 2014 году «фабрика троллей» переехала из района Ольгинов в новый офис — четырехэтажное здание на улице Савушкина, 55 на севере Санкт-Петербурга. К тому времени масштабы работы значительно возросли: сотни сотрудников работали в три смены, публикуя посты как на русском, так и на английском.

В феврале 2015 года деятельность агентства раскрыли: Сошников, тогда еще работавший в газете «Мой Район», опубликовал новую статью с фотографиями, видео и копиями «технических заданий» троллей, которые ему предоставил анонимный информатор.

Большая часть задач касалась российской политики. На страницах, посвященных США, были привдены темы, по которым «фабрика троллей» столь активно работала в 2015-2017 гг.

У США есть несколько важных внутренних проблем: Мы выделим 3 основных:

-Проблема с массовым распространением оружия, а также сопутствующие этомумассовые перестрелки, преступления и инциденты. <…>

-Ставшее обыденностью превышение полномочий американскими полицейскими. Если двадцать лет назад подозреваемый мог рассчитывать на предварительное расследование и неприкосновенность, то сейчас при задержании избиения и даже убийства стали обычным делом. <…>

-Программа Obamacare, которая вызвала огромное количество проблем и недовольства уграждан США.<…>

-Проблема АНБ и тотальной слежки американских спецслужб за своими гражданами.

В статье говорилось, что «фабрика троллей» начала работать на полную катушку после убийства российского оппозиционера Бориса Немцова 27 февраля 2015 года.

– Когда убили Немцова, работа кремлеботов перестроилась: они перестали мочить Украину (это их рутинная каждодневная работа) и были переброшены на убийство, – продолжает Алексей. – Если вы тогда следили за новостями, то могли видеть под всеми текстами об убийстве Немцова сотни, а где и тысячи комментариев, где разными словами повторялись одни и те же тезисы: убийство – это провокация, Кремль тут ни при чем, это оппозиция убила своего, чтоб привлечь побольше народу на марш.

В статье также удалось отследить владельцев «Агентства интернет-исследований» — это оказалась холдинговая компания «Конкорд», которой владеет российский миллиардер Евгений Пригожин, сделавший состояние на прибыльных госконтрактах. Впоследствии Пригожин оказался первым в списке обвинения Мюллера.

Источник слива в статье назван только именем «Алексей». Два месяца спустя стало известно имя информатора: это оказалась активистка и расследовательница Людмила Савчук, которая провела два месяца под прикрытием на «фабрике троллей» в конце 2014 г. В апреле 2015 г. она рассказала свою историю, описав работу в русскоязычном подразделении «фабрики».

Мы должны были писать очень положительные комментарии про правительство. Нам давали информацию и говорили, как ее использовать — например, писать, что жизнь становится все лучше и лучше. Что же касается США, нужно было делать все возможное, чтобы читатель заключил, что люди в США живут плохо, и что все идет к худшему.

Ее рассказ о работе на «фабрике» в интервью различным СМИ вроде Spiegel и Washington Post в июне 2015 года подтвердил, что фабрика троллей расширилась и стала работать более изощренно, однако ее стиль и структура сохранились.

Там есть отделы. Мой отвечал исключительно за ЖЖ, а другие — за комментарии в СМИ. Есть и группа, которая выдает себя за журналистов. Они ведут порталы фейковых новостей под видом украинских новостных сайтов, вроде «Новости Харькова» или «Федеральное агентство новостей». У нас были и видеоблогеры. Некоторые выдавали себя за российских оппозиционеров.

Фабрика троллей распространяла свой яд по различным платформам:

Я лично видела работу в Фейсбуке, Твиттере, YouTube, ЖЖ, а также в российских социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Среди целей были и форумы для обсуждения на всех основных новостных сайтах и в российских регионах.

Каждый отдел получал инструкции, причем в различных форматах.

В каждом отделе было по-разному. Мы получали письменные инструкции по локальной сети, они назывались «технические задания». Те, кто должны были комментировать статьи в СМИ, получали устные инструкции о том, что им писать. Один пример утверждения, которое надо было распространять, — что Борис Немцов сам несет ответственность за свою смерть.

Что крайне важно, Савчук также подтвердила наличие у «фабрики троллей» англоязычного отдела, который впоследствии в обвинительном заключении Мюллера был назван «переводческий проект» («Translator Project»).

Большинство работают на русском, но я знаю, что некоторые пишут посты и на английском. Украинский тоже играет важную роль. Я также слышала и про немецкий, но не в этом здании.

Савчук впоследствии подала в суд на «Агентство интернет-исследований» за работу с нею без контракта и добилась символической компенсации в один рубль.

Предоставленая ею информация, как и расследования «Моего Района» и «Новой Газеты», стали ключевыми для нашего понимания работы «фабрики троллей». Следует особо выделить три момента.

Во-первых, основной целью «фабрики» было заполонить российский интернет прокремлевской пропагандой. По оценкам, всего троллей было 800—900; согласно обвинительному заключению Мюллера, более 80 из них работали по США. Деятельность «фабрики» оказалась более направлена на Россию, чем на другие страны.

Во-вторых, владелец «Фабрики троллей» был известен еще в 2015 году. Это был Евгений Пригожин — крупный подрядчик госзаказов и друг Владимира Путина.

В-третьих, в критический момент убийства Немцова «фабрика троллей» наводнила интернет-форумы тысячами постов, направленных на защиту Кремля.

В совокупности эти факторы указывают на то, что «фабрика троллей» работала с благословения российских властей. С учетом жесткого контроля Кремля за российскими СМИ, тесной связи с Кремлем самого Пригожина, а также мобилизации «фабрики» для защиты властей после убийства Немцова, невероятно, чтобы они действовали без ведома государства.

Вскрытие аккаунтов

Поистине трагично, что в 2015—2016 гг новости о «фабрике троллей», которую блестяще разоблачили российские журналисты, полностью игнорировались в США. Информация о «фабрике» вошла в массовое сознание только в январе 2017 г, когда американские разведки упомянули ее в докладе о российском вмешательстве.

Тогда общественность узнала в общих чертах о «российских троллях», но о конкретных аккаунтах так ничего и не было известно. Лишь 6 сентября 2017 года Фейсбук подтвердил, что выявил и удалил 470 «неаутентичных» аккаунтов, которые, «вероятно, велись из России».

Три недели спустя Твиттер подтвердил, что выявил и приостановил действие 201 учетной записи, связанной с удаленными аккаунтами ФБ. Ни та, ни другая соцсеть не назвали конкретные аккаунты.

Однако за них это сделало еще одно российское СМИ — РБК. 17 октября журналисты Полина Русяева и Андрей Захаров опубликовали подробный анализ «фабрики троллей», в том числе слив списка ее наиболее эффективных аккаунтов.

Список троллей, добытый РБК, разделенный на «Расовые вопросы», «Политические вопросы», «Вопросы религии и меньшинств» и «Прочие вопросы» (Источник: РБК)

Расследование РБК стало важнейшим источником для исследователей. Твиттер поделился списком из 2752 аккаунтов «фабрики троллей» с Комитетом по разведке Палаты представителей США. Демократы-члены Комитета опубликовали этот список. Фейсбук опубликовал некоторые из реклам и аккаунтов троллей в презентации перед Комитетом по разведке Сената 1 ноября. Однако РБК предоставило наиболее подробный обзор активности троллей на различных платформах.

Таким образом, в основе большинства открытых расследований деятельности «фабрики троллей» (в отличие от внутренних расследований компаний) лежит именно работа российских журналистов.

Не только анонимные тролли

Еще ьрое российских журналистов заслуживают отдельного упоминания за их роль в разоблачении российской информационной войны. Это Александр Габуев из независимой ежедневной газеты «КоммерсантЪ» и Илья Азар, ранее работавший в интернет-СМИ lenta.ru. Они взяли интервью у главного редактора RT Маргариты Симоньян в 2012 и 2013 году соответственно. Еще один — неизвестный журналист государственного агентства «РИА Новости», который снял нового главного редактора агентства Дмитрия Киселева, когда в 2013 году агентство было преобразовано в пропагандистский конгломерат «Россия Сегодня». Экспортным брендом «России Сегодня» стал Sputnik.

Благодаря этим настоящим журналистам, мы как нельзя лучше понимаем, как работают российские государственные псевдожурналисты. Габуев спросил Симоньян в 2012 году, почему он, как налогоплательщик, должен финансировать RT.

«Ну, примерно затем же, зачем стране нужно Министерство обороны», — ответила Симоньян. Далее она сравнила RT с армией и сказала, что в 2008 году во время войны с Грузией шла информационная война «со всем западным миром».

Габуев показал, что Симоньян видит ее издание как оружие государственной информационной войны.

Вопрос: Уроки какие-то извлекли? Есть ли какой-то антикризисный механизм? Есть ли понимание, что надо поливать, например, цветочек под названием Russia Today, чтобы он вырос в могучее дерево и мог в случае чего быть такой информационной дубинкой?

Симоньян: Мне кажется, да.

Год спустя Азар подтвердил взгляд Симоньян на мир. В этом интервью она вновь говорила об РТ в военной терминологии:

Ну конечно, Министерство обороны не может начать обучать солдат, изготавливать оружие и вообще само себя создавать, когда война уже началась. Если у нас нет аудитории сегодня, завтра и послезавтра, это будет то же самое, что в 2008-м.

В своих заявлениях Симоньян открыто называет RT орудием информационной войны, а не средством массовой информации. Это видно и из поведения телеканала, а также многочисленных нарушений стандартов вещания. Однако подтверждение цели канала из уст его главного редактора получили именно российские журналисты.

То же справедливо и для Киселева, единственного российского журналиста, попавшего под санкции ЕС за пропаганду о российской аннексии Крыма. 12 декабря он обратился к персоналу «РИА Новости» — государственного новостного агентства, ранее славившегося своей независимостью, журналисты которого только что узнали о реорганизации в «Россию Сегодня».

Журналист «РИА Новости» снял приветственную речь Киселева перед своими новыми сотрудниками, где он ясно показал, кого им следует слушаться.

Мы — государственное агентство, которое существует на государственные деньги. Я не против других точек зрения, они могут отличаться даже в той области, о которой я говорю. Но если мы говорим о традиционной политике, то, конечно, мы хотели бы ее ассоциировать с любовью к России.

Журналист «РИА Новости» дважды спросил, как отделить любовь к родине от любви к государству. Киселев ответил:

Измените свое отношение к государству и к Отечеству. Если вы собираетесь заниматься подрывной деятельностью, то это не совпадает с моим планом, отвечу вам прямо.

Вывод

История российской «фабрики троллей» — это история разоблачения лжи настоящими журналистами. Российские журналисты первыми рассказали о «фабрике троллей», когда она только начинала работать. Они первыми указали на ее хозяина и опубликовали информацию об ее самых важных аккаунтах. Они предоставили наиболее убедительные доказательства того, что кремлевские «журналисты» вовсе не журналисты, а, по их собственному мнению, бойцы информационной войны против Запада.

Крайне важно отметить, что хотя тролли и псевдожурналисты, которые вели пропагандистскую кампанию против США, были россиянами, журналисты, которые вывели их на чистую воду, также были россиянами.

События 2014—2017 года были не борьбой России против Америки или россиян против американцев: это были атаки российских государственных СМИ и «фабрики троллей», чей владелец тесно связан с властями, против критиков Кремля как в России, так и за ее пределами.

Именно благодаря российским журналистам мы так много знаем о том, что же произошло.

Бен Ниммо — старший научный сотрудник по информационной безопасности в Лаборатории цифровой криминалистики Атлантического совета (DFRLab).

Арик Толер — ведущий цифровой исследователь по Евразии в is the lead digital researcher for Eurasia at the Atlantic Council’s Digital Forensic ResЛаборатории цифровой криминалистики Атлантического совета (DFRLab).

Следите за новостями и аналитикой от нашей команды #DigitalSherlocks.

DFRLab

Лаборатория цифровой криминалистики Атлантического совета. Объединяет цифровых криминалистов из разных стран, помогает отслеживать ход конфликтов в режиме реального времени, обеспечивает политиков информацией через открытые источники.

1 комментарий

  1. DwightSluri

    заказать оптимизация сайтов продвижение сайта логин в скайпе SEO PRO1

    Ответить

Ответить

  • (будет скрыто)