расследования, открытые для каждого

Подробности о найденных фейковых аккаунтах ГРУ

02.01.18

Aric Toler

Язык: English

25 декабря Washington Post опубликовал две статьи о работе ГРУ (Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил России) по созданию фейковых аккаунтов в социальных сетях и «подставных» групп политических активистов.

Первая, более длинная статья, называется «Kremlin trolls burned across the Internet as Washington debated options» [«Кремлевские тролли орудовали по всему интернерту, пока Вашингтон обсуждал варианты реакции»]. В ней дается широкий обзор деятельности ГРУ и связанных с Кремлем лиц. В основном речь идет о «журналистке-фрилансере» Элис Донован (также известной как Софи Мангал). Важнейшая деталь расследования — «перехват российского военного доклада» от февраля 2014 года, в котором «описано, как Москва создавала фейковые аккаунты для распространения в соцсетях дезинформации в поддержку военной кампании».

Иван Галицин

Во второй статье, «Российская дезинформационная кампания в Украине в 2014 году: взгляд изнутри» [«Inside a Russian disinformation campaign in Ukraine in 2014«] приводятся подробности об этом документе. В частности, упоминается «Иван Галицин». Этот псевдоним якобы был элементом кибероперации ГРУ по оказанию влияния на общественное мнение в Украине в ходе Евромайдана и последующих событий в Крыму.

В статье приводятся подробности об «Иване Галицине», позволяющие найти цифровой след дезинформационной кампании, которая, как сообщается, была проведена ГРУ. В статье Washington Post упоминается, что 22 февраля 2014 год пользователь под этим псевдонимом оставил комментарий к статье «британской газеты» о бывшем премьер-министре Украины Юлие Тимошенко.

При поиске в Google новостей о Тимошенко от 22 февраля 2014 года можно найти несколько сайтов британских газет, например Guardian и Daily Mail. Среди найденных статей большое количество комментариев оставлено только под статьей Guardian.

На второй странице действительно имеется комментарий «Ивана Галицина» именно того содержания, что указано в статье Washington Post. Кроме того фото «Ивана Галицина» — на самом деле фото Константина Ярошенко, как это и говорится у Washington Post. Аккаунт Галицина создан 22 февраля 2014 года — тогда же опубликовано оба комментария.

«Ивана Галицина» можно найти и на Фейсбуке — также с фото Константина Ярошенко на аватаре.

Согласно статье Washington Post, «»Иван Галицин» создал свою страницу 22 февраля — как и на сайте Guardian». Это видно и по его профилю в Фейсбуке. «Иван Галицин» якобы из Львова — города на западе Украины.

Вова Кравец

В статье Washington Post упоминается еще один фейковый профиль, созданный ГРУ, — «Вова Кравец». Он выступал от лица украинского радикала и рассылал украинским политикам угрозы в Фейсбуке.

Этот фейковый профиль также довольно легко найти на Фейсбуке. Возможное совпадение имеется только в одном активном на данный момент профиле. Профиль «Вовы Кравца» был создан 31 января 2014 года, за несколько недель до «Ивана Галицина». Он прекратил писать 27 марта 2014 года. Очевидно, что этот профиль выдает себя за радикального украинского националиста, сторонника или члена «Правого сектора». Кроме того, в «друзьях» у него только хорошо известные в Украине личности.

Вопросы без ответов

Найти два профиля, упомянутых в статье Washington Post, оказалось не сложно. Однако осталось еще несколько неразрешенных вопросов, некоторые из которых поднимались в самой статье Washington Post.

Во-первых, как сообщается, 27 февраля 2014 года ГРУ создало четыре группы в Фейсбуке и ВКонтакте (ВК). В частности, эти группы «побуждали крымчан поддерживать отделение от Украины». Кроме того, эти группы «покупали рекламу на Фейсбуке» и «только 27 февраля получили почти 200 000 просмотров на ФБ». Что это за группы? Все страницы, которые лайкнул «Вова Кравец», и все группы, в которых он состоял, соответствуют его «легенде» украинского националиста. Таким образом, этот профиль наверняка не состоял ни в одной из групп, созданных ГРУ, как сообщается, 27 февраля. «Иван Галицин» лайкнул три страницы и состоял в одной группе, которые соответствуют политической тематике страниц ГРУ: «Украинский фронт» (группа), «Украинский фронт» (страница), «Славянский щит» и «Антимайдан». Однако ни одна из этих групп не была создана 27 февраля, хотя следует отметить, что страница (но не группа) «Украинский фронт» была создана 22 февраля, в тот же день, что и аккаунт «Ивана Галицина».

Во-вторых, насколько эффективны были эти кибероперации? Цифра в 200 000 просмотров на Фейсбуке — довольно впечатляющая, однако неочевидно, идет ли речь о показах или взаимодействиях. След того же «Ивана Галицина» в сети остался практически незаметным — он лишь оставил два комментария на сайте Guardian и завел вскоре заброшенную страницу на Фейсбуке. Были ли другие, более активные фейковые аккаунты?

Наконец, имела ли эта операция ГРУ какое-либо отношение к петербургской «фабрике троллей», которой, как сообщается, руководит лояльный Путину олигарх Евгений Пригожин? Судя по статье Washington Post, операция проводилась самим ГРУ, без «аутсорсинга» Пригожину. Однако, получив дополнительные данные, можно найти связи с пригожинскими «новостными» сайтами и армией фейковых аккаунтов в социальных сетях.

Aric Toler

Арик Толер работает в Bellingcat с 2015 года. Помимо прочего, занимается проверкой новостей, публикуемых в российских СМИ, изучением конфликта на востоке Украины, анализом российского влияния на ультраправых в США и Европе, а также продолжающимся расследованием крушения малайзийского «Боинга».

Хотите задать вопрос, поделиться идеей для публикации или написать статью для Bellingcat? Свяжитесь с Ариком по адресу электронной почты: arictoler@bellingcat.com

Ответить

  • (будет скрыто)